logo

Неравенство в дополнительном образовании школьников в России

img Дата
10.09.2025
img Просмотров
53
img Поделиться
регионы курская область неравенство в допобразовании
"

В России существует тихий, но глубокий раскол, который определяет будущее миллионов детей. Это не раскол идеологий или поколений. Это катастрофическое неравенство в доступе к дополнительному образованию, которое превращает мечты одних в реальность, а других — в строчки бездушных отчетов. Эту острую и болезненную тему поднял председатель ЛДПР Леонид Слуцкий в своем новом докладе, вскрывающем реальное положение дел в российских регионах

Официальная статистика, кажется, живет в параллельной вселенной. Вот, например, в Республике Коми охват детей кружками якобы составляет фантастические 95%, а в Ярославской области — 73%. Цифры бравурные, почти победные. Но задайте простой вопрос любому родителю, живущему за пределами миллионников: «Вы верите в эти проценты?»

Ответ будет честным и единодушным: нет. Эти 95% — типичная «дутая» статистика для отчётных бумаг, не имеющая ничего общего с реальной жизнью. В них записывают всё: и разовую экскурсию, считающуюся «кружком на один день», и формальные факультативы, и давно умершие секции, которые существуют лишь на бумаге, чтобы чиновник мог отчитаться о выполнении «майских указов» или национальных проектов.

А что же происходит на самом деле? Реальность такова, что Россия сегодня — это две разные страны в сфере образования.

В Москве, Петербурге, миллионниках: у детей и родителей есть сотни вариантов на выбор. Технопарки, робототехника, современные художественные и музыкальные школы, кружки программирования, театральные студии с профессиональными педагогами. Здесь дополнительное образование — это мост в успешное будущее, возможность раскрыть талант, получить навыки для профессии завтрашнего дня.

В малых городах и сёлах: ситуация плачевна. Достаточно отъехать на несколько десятков километров от областного центра — и мир возможностей сужается до катастрофических размеров. Всё, что есть: два-три платных кружка при полуразрушенном сельском Доме культуры (если он еще работает), которые едва сводят концы с концами. Часто они просто недоступны для семей с невысоким доходом. Школьные кружки, если и есть, то годами держатся на голом энтузиазме одного-единственного учителя, который уже на грани выгорания.

В результате вместо развития детей мы получаем углубление социального разрыва. Городской ребенок к 10 классу имеет портфолио, навыки и широкий кругозор. Сельский ребенок — лишь аттестат. И этот разрыв определяет их дальнейшую жизнь: шансы поступить в ведущий вуз, построить карьеру, реализовать себя.

ЛДПР считает: так больше продолжаться не может. Право на развитие, на раскрытие своего таланта должно быть у каждого ребенка, независимо от того, родился он на Садовом кольце или в маленькой деревне за Уралом, и от толщины кошелька его родителей.

Дополнительное образование не должно быть привилегией. Это — социальный лифт, который обязан работать по всей стране. Пока мы рисуем проценты в отчетах, мы лишаем будущего целые поколения талантливых детей из российской глубинки. Пора остановить это и дать всем детям равный старт и равные шансы на достойное будущее.

"
Этот сайт использует cookie-файлы, чтобы помочь Вам в навигации, а также для предоставления лучшего пользовательского опыта
Принять